Андреева Тамара Владимировна, воспитатель

Тема: «Организация экологического образовательного пространства как одно из необходимых условий формирования экологической культуры.»


                                  Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок,на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы.
                                                                                В. А. Сухомлинский
Экологическое образование можно рассматривать как процесс обучения, воспитания и развития ребенка в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде.
Результат экологического образования является экологическая культура личности.
Воспитание экологической культуры дошкольников начинается со взрослых. Дети копируют поведение взрослых, родителей. Поэтому очень важно чтобы мы, взрослые, родители объясняли ребенку основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами не соблюдаем. Мы, педагоги ДОУ, не только стараемся объяснить и научить всему  наших дошкольников и быть положительным примером для детей, родителей, но и стараемся заложить основы экологической культуры в процессе общения с природой в процессе педагогически грамотно организованной образовательной деятельности.
Цель экологического образования дошкольников – формирование положительного отношения к природе. Экологическое образование осуществляется с учетом особенностей детского восприятия природы.
Задачи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста предполагают:
-    воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-    развитие эстетических чувств(умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
-    участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Реализация задач экологического образования дошкольников педагогами в ДОУ заключается:
-    готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников, к организации системы методической работы;
-    построение экологической среды в детском саду;
-    способствовать постоянному общению детей с природой;
-    активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников;
-    работа с социумом.
Экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области, которая называется«Познавательное развитие». ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
По ФГОС образовательный процесс строится на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволяет делать жизнь детей в детском саду более познавательной и интересной, а образовательный процесс –мотивированным и планированным.
Главным показателем экологической воспитанности будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников в разных направлениях. Я изучила ряд литературы,которая помогла мне помочь в планировании работы. Это. Парциональная программа:С.Н. Николаевой «Юный эколог». Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентировано на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет,с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. На своих занятиях широко использую разные методы и приемы - это: наглядные пособия, иллюстрации, предметы,которые ребёнок может сам исследовать. Важный источник знаний по экологическому восприятию – это наблюдения. При первичном или повторном наблюдении дети рассматривают, делают выводы, обобщают знания.
Анализируя свою работу, пришла к выводу, что одним из эффективных методов экологического воспитания с детьми, так же является метод экспериментирования. Потому что детское экспериментирование – это метод практического и целенаправленного действия. Он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Поэтому экспериментирование включаю в различные формы работы с детьми:в организованную, самостоятельную, совместную деятельность, экскурсии,прогулки, наблюдения, трудовую деятельность, проведение опытов. Моя задача поддержать интерес и создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. «Прозрачная вода», «Подушка из пены», «Воздух работает», «Свет и тень», «Тающий лёд», «Песочная страна», «Водяная мельница»,«Фокусы с магнитами» и т. Д.
Создала в группе картотеку познавательных и занимательных опытов и
экспериментов.
На экскурсиях знакомлю детей с правилами поведения в природе и с понятиями «этажи леса», учу наблюдать за различными деревьями, конкретными представлениями о животном и растительным мире, о сезонных изменениях в природе, закладываю любовь к природе. Детям эти экскурсии приносят удовольствие, так же провожу экскурсии по сезонам: «Проводы осени», «Вокруг нашего сада», «Каждой пичужке по кормушке», «Вот и пришла зима», «Путешествие по этажам леса», «По экологической тропе с Эколятами».
В своей работе большое внимание уделяю проведению организованной познавательной деятельности. Провожу следующие тематические занятия: «Рассматривание веток деревьев», «Хлеб и каша – пища наша», «Зимующие птицы», «Земля – наш дом», «Лес– наше богатство» и т.д.
Так как игра основной вид деятельности в детском саду. В работе используются различные дидактические, развивающие и подвижные игры, что помогает уточнить,закрепить и расширить полученные знания о предметах и явлениях природы. «Угадай по описанию?», «Чьи следы?», «Природа и человек», «Что опасно для природы?», лэпбуки«Береги природу», «Насекомые», «Зимующие и перелётные птицы», «Зима», «Осень»,«Огород на подоконнике», «Экология».
Для успешной организации экологического образования дошкольников большое значение уделяю созданию соответствующей развивающей среды. Богатая экологическая среда является важнейшим условием успешного формирования у детей экологических представлений и экологической культуры. На решение задач по ознакомлению детей с природой в моей группе создан уголок природы. Он эстетически оформлен и оснащен разными материалами и пособиями: комнатными растениями и необходимыми инструментами по уходу за ними, «зелёная аптека», мини-огород, дидактическими играми («Чьи детки с ветки?», «Времена года» и т.д.), наглядно-дидактическими пособиями из серии «Мир в картинках» («Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д.), моделями («Признаки живой природы»,«Потребности растений», «Развитие», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие:птицы и звери» и т.д.), коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек, гербарии,поделки из природного материала, аудиозаписи со звуками природы.
Дети каждый день ежедневно отмечают погоду в «календаре природы», что позволяет научится устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Для формирования активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и понятие о том, что от детей и взрослых зависит состояние окружающей среды,очень популярна форма работы – акция. Акция – это комплексные мероприятия,которые реализуются через все виды детской деятельности.Мы участвуем с детьми в всероссийских, городских, детсадовских акциях и конкурсах.
Акция «Птичий дом». Областная акция «Сдай батарейку – спаси родную Землю!», приуроченная к Международному дню Земли, Всемирный день - Земли—это день напоминания о страшных экологических катастрофах и предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли.
Акция «Осенний трудовой десант». Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника

Природоохранная акция «Елочка, живи!»
В преддверии Новогодних праздников на протяжении нескольких лет в нашем детском саду проводится экологическая акция «Елочка,живи!»
Замечательный способ сохранить жизнь красавице -сделать интересную и оригинальную елочку своими руками из подручного материала.А дети подсказали, что еще лучше украсить живую ель прямо перед своим домом.
Акция «Покормите птиц зимой».Акция «Каждой пичужке – по кормушке!» в рамках Областного конкурса«Тепло твоих рук»
Акция «Мы скворцов к себе зовем! Им построим птичий дом!»
Акция «Мы бумагу соберем – лес в России сбережем».
Я совместно со своими детьми и родителями каждый год участвуем
Природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» - это юные защитники природы, который является новым инновационным инструментарием развития.
В международном детском экологическом форуме «Зеленая планета».»
Провожу большую работу по взаимодействию с родителями используя традиционные и нетрадиционные формы:беседы «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности», «Прогулки в природу», «Экспериментирование в саду и дома», «Сохраним природу родного края», консультации, собрания ,совместные праздники практические разработки родительских собраний «Роль семьи в воспитании положительного отношения к природе», «Проведение экспериментов летом», «Мы твои друзья природа», Эффективным средством работы с родителями явилось размещение наглядной информации в уголке для родителей: «Не рвите,цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Досуг с ребенком на природе» и т. д. Показаны социальные ролики по экологии «Сохраним природу вместе», «Экология начинается с нас» и т.д.
Результаты освоения программы по формирования экологических представлений дошкольников
Уровень развития представлений о природе и овладение основами природоохранной деятельности.
          В результате целенаправленной,планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников добились следующих результатов:  
1.  У детей повысился уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи между ними;
2.  Повысился уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы;
3.  В процессе экспериментирования повысился у детей уровень интеллектуальных,умственных и исследовательских способностей;
4.  У каждого ребёнка сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
5.  Повысился уровень экологических знаний у родителей;
6.  Повысился уровень готовности детей к школе.
В процессе своей работы я поняла,что детям рано или поздно придется столкнуться с миром, в котором все часто меняется, что является моей целью продолжать в своей работе формировать экологическое мировоззрение и повышать экологическую культуру у детей.

   

 

 

   

28 апреля 2020 в 11:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.